Российский рынок шин. Что, как и почему?

Замедление экономического развития России, напрямую зависимого от роста ВВП, стагнации производства, снижения инвестиционной активности, спада в области чистого экспорта, отразилось и на динамике шинного рынка. По итогам I полугодия 2013 года российский шинный рынок оценивается в 31,4 млн шт., что на 2% ниже уровня аналогичного периода-2012.

Существенные коррективы в динамику рынка внесли сформированные складские остатки в условиях снижения покупательского спроса, отмечаемые как ведущими мировыми производителями, так и основными российскими дистрибьюторами. Объемы складских остатков на I полугодие 2013 года оцениваются экспертами в размере 10% рынка. При этом, несмотря на отрицательную динамику в рассматриваемый период, в долгосрочной перспективе шинный рынок России остается одним из самых привлекательных.

Согласно информации «Кордиант», производственные показатели российского шинного рынка по итогам I  полугодия 2013 года демонстрируют увеличение на 3%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Рост  производства произошел, в основном, за счет иностранных производителей Pirelli (+9%), Nokian (+8%), Michelin (+4%). Россияне - «Алтайский шинный комбинат» и шинная группа «Татнефть» - увеличили выпуск шин на 4% и 1%, соответственно.

«Кордиант» снизил выпуск шин на 12%, что связано со стратегией холдинга по развитию брендированной продукции и выводом из продуктового портфеля морально устаревшей продукции нижнего ценового сегмента (модели Я-400, Я-512, Я-380, Я-458, Я-650, Я-660, Я-471, Я-569, Я-457, Я- 435). В дальнейшем компания намерена укреплять свои позиции в среднем ценовом сегменте не только наращивая объемы производства продукции, но и за счет развития продуктовых линеек брендов Cordiant и Tyrex.

По-прежнему растет импорт из Китая (+37%), Южной Кореи (+18%), Сербии (+35%), Словакии (в 3 раза). При этом доля Китая и Южной Кореи в структуре импорта существенно выросла - 33% по итогам полугодия против 25% за аналогичный период 2012 года. Ежеквартально наращивают объемы импорта такие компании, как Kumho, Maxxis, Triangle, Hangzhou Zhongce Rubber. Отмечается рост импорта за счет брендов второго эшелона Michelin и Continental. Dunlop существенно сократила импорт - на 60%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Доля импортной продукции на российском шинном рынке сегодня составляет более 45%. Вступление России в ВТО, и, как следствие, постепенное снижение таможенных пошлин к 2017 году заметно отразится на рынке шин. Существует вероятность роста импорта шин из стран Юго-Восточной Азии. Учитывая, что снижение пошлин приведет к удешевлению цены продукции на территории России, а торговые марки из стран Азии являются на сегодняшний день прямыми конкурентами российских брендов, конкуренция на рынке усилится.

При этом после запуска производства на калужской площадке Continental, выхода на максимальную загрузку мощностей Nokian и Yokohama, а также строительства завода Bridgestone, объемы импорта в Россию ведущих мировых игроков существенно сократятся.

Уже сейчас наблюдается острая конкуренция в первой десятке игроков российского рынка – на данный момент укрепили свои позиции Michelin (+1%) и Kumho (+1%), а Dunlop, напротив, в результате существенного сокращения импорта, потеряла свои позиции. В результате увеличения производства нарастили долю на рынке Nokian (+2%), Pirelli (+2%) и Yokohama (+1%). У российских производителей «Кордиант» и шинной группы «Татнефть» доля снизилась на 2% и 1%, соответственно.

Лидером шинного рынка по итогам 6 месяцев 2013 года является «Татнефть» с долей 18%. На 2 место поднялась Nokian (12%), вытеснив на 3-ю строчку «Кордиант» (11%). Kumho активно завоевывает российский рынок, потеснив в рейтинге Bridgestone и Continental.

В разрезе групп произошли небольшие структурные изменения: сократилась доля легковых шин (-1%) и увеличилась доля легкогрузовых (+1%) и OTR шин (+1%). Сокращение доли легковых шин объясняется затоваренностью складов, что приводит к корректировке не только объемов ввоза-вывоза продукции, но и влияет на качественную структуру рынка.

По итогам 2013 года, говорят аналитики «Кордиант», рынок может сократиться до 3% и составить 59,6 млн шт. При этом до 2020 года, согласно прогнозу, рынок будет развиваться с положительной динамикой и расти в среднем на 2% в год.

Поделиться:
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика
© 2013-2017 АвтоЛента.рф
Электронная почта: 100@автолента.рф