Кризис заводов: реакция на рынок

Как бы ни старались производители расшевелить российский авторынок, продажи никак не хотят ползти вверх. Пока дилеры сетуют на слабый спрос, заводам совсем приходится несладко: они вынуждены не просто сокращать выпуск продукции, а буквально «рубить головы».

Кризис заводов: реакция на рынок

Тревожным сигналом для всей автомобильной отрасли стало 24 февраля. Именно тогда СМИ потрясли свою аудиторию новостью: сразу 3 автомобильных завода России останавливают конвейеры. Автолюбители взволновались, мол, как же такой шаг скажется на простых клиентах? А вдруг по итогам года машин на всех не хватит? За прояснением ситуации мы обратились к нашим экспертам.

Тогда, в конце зимы, о своем желании временно приостановить свою производственную деятельность изъявили «УАЗ» (входит в группу «Соллерс»), который прекратил выпуск всех моделей на 2 недели, GM, забывший о работе на 5 дней, а также «АвтоВАЗ», который прекратил выпуск Lada Granta и Kalina на 5 дней. Отечественный автогигант, к слову, еще намерен уволить 7,5 тыс. работников. Нормативная численность руководителей будет снижена на 2,5 тыс. штатных единиц, рабочих - на 5 тыс. человек.

Приостановка производства, как говорилось в официальных заявлениях, связана с ситуацией на российском автомобильном рынке. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи группы GM по итогам 2013 года снизились на 11% - до 257 583 шт., «АвтоВАЗа» — на 15% до 456 309 шт., «УАЗа» — на 15% до 51 624 шт.; падение продолжилось и в январе 2014 года — на 7, 21 и 24% соответственно.

Кризис заводов: реакция на рынок

Другая причина приостановки — ослабление рубля, говорил тогда представитель «GM Россия». Более 90% автомобилей, продаваемых концерном в России, хоть и выпущены здесь же, но локализация на заводе в Санкт-Петербурге составляет всего около 20%, большая часть комплектующих импортируется.

Кризис заводов: реакция на рынок

«Заводы сокращают производство, чтобы в период застоя на автомобильном рынке не работать «на склады» – выгоднее распродать сначала все стоки и остатки, а уже потом регулировать объемы выпускаемой продукции в зависимости от потребительского настроя, - считает Александр Кошелев, гендиректор а/ц «АвтоСпецЦентр Ниссан на Ленинградском». - Я сомневаюсь в том, что в России может возникнуть дефицит машин – производители внимательно отслеживают картину на рынке и подстраиваются под покупательский спрос. К тому же, надо понимать, что автозаводы расположены в провинции, где существует нехватка рабочих мест: в случае необходимости всегда найдутся сотрудники, готовые вернуться на производство раньше окончания запланированного отпуска, то же самое касается людей, попавших под сокращение. Соответственно я не думаю, что покупателям придется дольше ожидать машины.

У нас в холдинге сейчас позитивная картина по продажам, однако, в связи со сложной нестабильной экономической ситуацией в стране я не берусь прогнозировать заметный рост продаж по итогам года. При этом уже сейчас можно отметить увеличивающуюся популярность кроссоверов. На сегодняшний день, когда все стоки уже практически распроданы, наибольшим спросом среди клиентов наших дилерских центров пользуются Nissan Qashqai и Nissan Juke. В мае стартуют продажи нового Qashqai, на который мы также делаем большие ставки».

Александр Кошелев, гендиректор а/ц «АвтоСпецЦентр Ниссан на Ленинградском»

Официальный представитель регионального подразделения «Ниссан Восток» добавил, что сейчас завод в Каменке работает на полную мощность. Изменение объемов производства зависит от потребностей рынка, и компания готова пересмотреть планируемые объемы, в случае такой необходимости.

Правда, подобными позитивными заявлениями не могут похвастать те автопроизводители, чьи продажи находятся в буквальном смысле на дне. Chevrolet, Opel, Ford, Lada – бренды, которые прежде всегда находились на вершине отечественного авторынка, теперь демонстрируют солидные минусы.

Кризис заводов: реакция на рынок

«Дефицит машин может возникнуть только в том случае, если произойдет резкий рост спроса на автомобили. Исходя из развития событий на рынке Санкт-Петербурга, такой сценарий маловероятен. Выпуск продукции как раз и сокращается из-за рыночной ситуации. Срок ожидания радикально не увеличится. Что касается работы дилерского центра, то на нем, в первую очередь, скажется не сокращение производства машин, а падение рынка. Но, в целом, уменьшение объема производимых автомобилей поможет дилерам прекратить «парад скидок» и поддерживать маржинальность продаж»,  -прокомментировал Василий Орехов, директор по маркетингу автоцентра «Атлант-М Балтика».

Василий Орехов, директор по маркетингу автоцентра «Атлант-М Балтика»

Кстати, специалист предупредил, что 14 апреля ожидается новое подорожание продукции General Motors. Цены поднимутся ориентировочно на 2%. При этом прошлогодних машин с прежней стоимостью в салонах уже не так много. Запас автомобилей же поддерживается на таком уровне, чтобы сохранить коэффициент оборачиваемости склада в соответствии с объемом продаж.

В последнее время автомобильное сообщество пристально следит за судьбой завода Ford во Всеволожске. Сейчас предприятие остановило конвейер до 15 апреля 2014 года. Это первый из двух запланированных на период с апреля по июнь перерывов в работе. В общей слоности простой составит 58 дней. Начало второй остановки завода намечено на 21 апреля и продлится до 8 июня. После этого все заводы компании перейдут с 2-3-сменного режима на односменный. Кроме того, на предприятии проходят масштабные сокращения, которые коснутся трети персонала - около 700 человек.

Кризис заводов: реакция на рынок

В пресс-службе Ford Sollers говорят, что компания «оптимизирует производственную программу под рыночный спрос, поэтому это не должно оказать влияния на клиентов и работу дилерских центров». Сами дилеры также успокаивают – в этой ситуации спрос действительно рождает предложение.
«Дилеры создали необходимый товарный запас машин на период остановки завода. А клиенты, желающие заказать эксклюзивные автомобили, как говорится, «под себя», чаще готовы ждать. Оформив заказ на такую машину сейчас, они смогут получить ее уже в июне-июле.

Мы делаем осторожные прогнозы на этот год и рассчитываем сохранить свою долю как минимум на уровне 2013 года. Несмотря на объявленное сокращение производства, планы по запуску новых моделей остаются неизменными. Компания уже в IV квартале 2014 года представит новинку Ecosport, а также к концу года, после летней переналадки производства, - новый Mondeo. Это позволяет нам с большой долей оптимизма смотреть в ближайшее будущее», - сказал Павел Аристов, руководитель отдела продаж «Аларм-моторс Юго-Запад».

Павел Аристов, руководитель отдела продаж «Аларм-моторс Юго-Запад»

В конце февраляДмитрий Михайлов, гендиректор «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», на одной из автомобильных конференций справедливо заметил: тот факт, что иностранные компании запустили сборочные процессы в России, не гарантирует сохранения этих мощностей в течение долгого времени, так как в автоиндустрии каждая новая модель собирается там, где выгодно. И уже сегодня автогиганты вынуждены существенно корректировать свои стратегии присутствия на нашем авторынке и производственный план, чтобы заводы не «зачахли».

Кризис заводов: реакция на рынок

К 2020 году Россия может стать очень крупным рынком, и продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составят 4,4 млн машин. Однако для этого необходимы сильный внутренний спрос, конкурентоспособные факторные издержки, благоприятная система регулирования, эффективная база поставщиков, технологии и, конечно, большая масса крупных локализованных производителей, поскольку на сборочных предприятиях держится в буквальном смысле вся отрасль.

Поделиться:
Социальные комментарии Cackle
Рейтинг@Mail.ru
© 2013-2017 АвтоЛента.рф
Электронная почта: 100@автолента.рф