Потенциал рынка автокредитов

Государственная программа субсидирования автокредитов закончилась, и, казалось бы, следовало ожидать спада интереса потребителей к займам. Не тут-то было. Эксперты называют наш рынок «полем непаханым» и прогнозируют рост в этой сфере.

Грубо говоря, на сегодняшний день автокредит является единственной возможностью для большинства граждан купить более-менее нормальную машину. Вот только процентные ставки, предлагаемые банками, вызывают недоумение даже у богатых. Что же ждет рынок автокредитования в обозримом будущем?

Потенциал рынка автокредитов

На прошедшей конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы» директор Департамента автокредитования «Сетелем Банка» Владимир Мартюков рассказал, что автокредиты в общем портфеле услуг идут на последнем месте. Тем не менее, общий прирост направления по отношению к 2012 году составил 37% во многом за счет как раз таки господдержки.

Директор Департамента автокредитования «Сетелем Банка» Владимир Мартюков

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков высказал позицию, что субсидирование стало не столько двигателем, сколько обычным бонусом для клиентов. Дескать, потребителям, решившимся на кредитную покупку, просто-напросто повезло и они попали под эту волну, в общем-то, сами того не ожидая. Так или иначе, на продажи дилеров программа повлияла. Особенно ощутимым этот «бальзам» стал в стагнационный год.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков

«Подводя итоги работы нашего ДЦ в 2013 году, можем с уверенностью сказать, что доля рынка автокредитования выросла на 16% по отношению к 2012 году. Кредитные покупки автомобилей выросли на 2 процентных пункта и составили 52% от всей розницы. Бурного роста продаж мы не ожидаем, скорее всего, рынок покажет относительно слабую динамику по отношении к прошлому году.

Абсолютным лидером рынка стал Chevrolet Cruze, благодаря своим комплектациям и ценовой политике. Cruze собирается в Санкт-Петербурге, а его стоимость всегда попадала под требования субсидирования кредитования. Средний срок кредита составляет 36 месяцев», - рассказал Станислав Бельский, руководитель Отдела финансового сервиса автоцентра «Атлант-М Лахта».

Станислав Бельский, руководитель Отдела финансового сервиса автоцентра «Атлант-М Лахта»

Эксперт добавил, что кредит является отличным инструментом при продаже автомобиля, поскольку дает клиенту больше возможностей при выборе дополнительных продуктов, опций и стимулирует принять окончательное решение о покупке. Банки-партнеры активно реагируют на изменения рынка, что позволяет всегда сформировать интересное предложение.

На 2014 год у дилеров довольно амбициозные планы, связанные с заметным ростом интереса населения к программам автокредитования, наметившимся во втором полугодии 2013-го. Безусловно, программа государственного субсидирования сыграла роль в повышении спроса, но говорить о том, что она явилась драйвером продаж, было бы опрометчиво. После отмены программы государственного субсидирования автосалоны заметили лишь незначительный спад.

Потенциал рынка автокредитов

Юлия Демская, специалист по анализу рынка и планированию продаж «Renault Россия», рассказала на конференции, что компания ожидала спада спроса на бестселлер Duster после окончания госпрограммы субсидирования автокредитов. Тем не менее, потребители по-прежнему охотно берут кроссовер на заемные средства. Тоже самое происходит и с другими популярными в России автомобилями, поэтому в 2014 году банковские эксперты прогнозируют 45-47% кредитных продаж, а если программа субсидирования будет вновь запущена, число таких сделок вырастет до 60%.

Серьезную поддержку рынку оказывают сами автопроизводители, которые предлагают покупателям спецпрограммы финансирования покупки автомобилей. Например, если к текущим ставкам, которые в среднем по рынку составляют около 13-15% в год, будет своеобразный «дисконт» от государства, то это станет дополнительным поводом не откладывать покупку автомобиля. Кроме того, такой расклад вызовет «цепную реакцию», когда кэптивные банки также будут снижать процентные ставки по автокредитам и предлагать более выгодные условия, чем универсальные банки, процентную ставку которых субсидирует государство. Таким образом, в выигрыше окажется не только потребитель, у которого будет широкий выбор финансовых инструментов для покупки автомобиля, но и автопроизводители и дилеры. Подобная схема касается не только массовых брендов, но и премиальных.

Потенциал рынка автокредитов

«Сегодня на российском авторынке практически все премиальные бренды имеют свои собственные кредитные программы. Стереотип о том, что люди берут кредит только в том случае, если у них не хватает денег на покупку нового авто, развеян.

Клиенты программы Infiniti Finance выбирают выгодное финансовое решение и сервис, предоставляемый программой. Клиент может получить кредит, не выходя из автосалона, весь процесс по проведению кредитной сделки и получению автомобиля полностью реализован в автосалоне», – прокомментировал Всеволод Хвощев, директор по продажам Infiniti Finance.

 Всеволод Хвощев, директор по продажам Infiniti Finance

В дилерских центрах, входящих в состав ГК «АвтоСпецЦентр», 50-53% автомобилей японской премиум-марки покупаются клиентами на заемные средства. Клиенты могут воспользоваться услугами любого коммерческого банка, однако около 80% из них выбирают условия, предложенные фирменной программой. Интенсивно растет доля кредитования по всем моделям.

Так, меньше чем за год с момента запуска продаж JX, уровень кредитования по этой модели вырос почти в 2 раза. По статистике, клиенты ГК чаще всего берут кредиты сроком 24-30 месяцев (2-2,5 года) и вносят 45-50% от стоимости авто в момент совершения сделки. Данная сумма первоначального взноса позволяет оформить кредит всего по 2 документам (паспорт + водительское удостоверение), не подтверждая свою платежеспособность.

Потенциал рынка автокредитов

Эксперты уверены, что дополнительные драйверы роста отечественному авторынку сейчас бы не помешали, учитывая, что в 2014 году может случиться его обвал аж на 10%. Основным инструментом сбыта в период стагнации является кредит, поэтому сейчас в интересах банков - взять курс на снижение процентных ставок. По мнению Владимира Мартюкова, банки в обозримом будущем будут предлагать агрессивные условия из-за конкуренции, однако пока что ставки не снижаются и могут достигать порядка 20%.

Сейчас наблюдается расхождение интересов банков и дилерских центров. Первые не совсем понимают, сколько же они могут иметь с кредитных сделок, вторые заинтересованы лишь в увеличении продаж и росте доходности. Из типичных причин низкой эффективности совместной работы специалисты называют отсутствие четкой стратегии у дилера и неясные задачи для банка-партнера.

Пока что в России в данном клиентском сегменте реализуется только 20% потенциала. Неохваченная аудитория «развязывает руки» игрокам рынка, поэтому уже в недалеком будущем число автокредитов заметно вырастет, а процентные ставки должны стать лояльнее.

Поделиться:
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика
© 2013-2017 АвтоЛента.рф
Электронная почта: 100@автолента.рф