Изучаем перипетии вторичного рынка автомобилей в России

Долгое время, пока продажи новых машин шли бойко, вторичка была у участников рынка на втором или третьем плане. Нынче темпы реализации новья падают год от года, и на автомобили с пробегом глаза открылись у всех: производителей, дилеров, аналитиков и, само собой, потребителей.

А удиторская компания PricewaterhouseCoopers несколько лет подряд регулярно представляет доклады о состоянии дел на автомобильном рынке России: подводит итоги и даёт собственный прогноз. В этом году PwC впервые уделила пристальное внимание продажам подержанных машин, ведь дальше не замечать этот растущий сектор уже нельзя. В 2013-м на вторичке было реализовано 5,6 млн автомобилей – на 4% больше, чем в 2012-м. По числу регистраций бэушные легковушки опережают новые машины вдвое, и рост совершенно точно продолжится.

Рынок подержанных автомобилей более устойчив в кризисных ситуациях: не имея возможности купить новую машину, люди переключаются на б/у. Доля иномарок на вторичке в РФ достигла в 2013 году 62%.

Так называемых драйверов роста на рынке бэушных машин – хоть отбавляй. Производители запустили спецпрограммы и теперь дают дополнительные гарантии (примерами могут служить Mercedes-Benz StarClass, BMW Premium Selection, Audi с пробегом :plus, Jaguar Selected, Skoda Plus). Крупные дилеры создали подразделения, специализирующиеся на перепродажах (BlueFish, Major Expert). Постепенно набирает популярность трейд-ин. Банки принялись предлагать кредиты под автомобили с пробегом. Пышным цветом вторичный рынок цветёт в Интернете, который теперь считается ключевым источником информации о подержанных машинах. Кроме того, всё большую роль в секторе начинают играть корпоративные парки, которым нужно продать автомобили, номинально отработавшие срок.

Кривые говорят о том, что вторичка неразрывно связана с рынком новых автомобилей: в период скидок на последние сокращаются продажи машин с пробегом.

Наиболее ликвидными среди секонд-хенда остаются автомобили в возрасте до 5 лет. Их доля постепенно увеличивается и составляет 27% в общем объёме автопарка России (в Москве – 50,4%). Соответственно, у регионов, обладающих такой «молодой вторичкой», имеется наибольший потенциал роста. Лидирует, конечно же, Центральный федеральный округ со столицей во главе. Другие стараются догонять (в Татарстане «допятилетки» составляют 45,2% рынка, в Питере – 44,6%, в Самарской области и Пермском крае – более 41%), но Москва непобедима – это крупнейший в стране рынок старых и новых автомобилей.

Среди подержанных машин в Москве самой популярной иномаркой является Ford Focus. В десятку самых востребованных также входят Mercedes E-класса, BMW пятой серии и кроссовер BMW X5.

В рооссийской столице 87% автомобильного секонд-хенда – иномарки. Официальные дилеры контролируют около 27% вторичного рынка (в России – лишь 4%), и их экспансия продолжается. Преимуществом обладают те, кто способен собрать под одной крышей максимальное количество подержанных машин. По брендам ситуация следующая: первое место в Москве занимает продукция АвтоВАЗа (доля 10,6%), второе – Ford (6,1%), третье делят Nissan и Toyota (по 5,9%). Далее в TOP-10 следуют BMW (5,8%), Mercedes-Benz (5,4%), Volkswagen (5,3%), Mitsubishi (4,3%), Hyundai (4,3%) и Kia (3,6%).

Перепродажа автомобиля между частными лицами (при колоссальной поддержке Интернета) всё ещё вне конкуренции. Но народ постепенно осваивает другие способы: юридическая чистота, безопасность и комфорт сделки, гарантии технического состояния машин влекут покупателей в салоны дилеров и в компании, перепродающие автомобили.

В прошлом году в столице было продано около 500 тысяч автомобилей с пробегом, а зарегистрировано 290 000 бэушных машин. Это говорит о том, что больше половины перепроданных легковушек отправились в область и другие регионы. Всё дело в московских ценах, широте ассортимента, высокой конкуренции (у дилеров больше возможностей дать хорошие скидки), что и привлекает перекупщиков. Изменений в этом круговороте ожидать вряд ли стоит. Прогноз PwC по «пробежному рынку» на 2014 год такой: количество регистраций стабилизируется на нынешней отметке, доля дилеров на вторичке в Москве вырастет до 30%, в России – до 5%.

А что же новые автомобили? Выиграть бой у секонда им пока не светит. По подсчётам аналитиков PwC, в этом году российский авторынок упадёт на 3% – до 2,5 млн машин. Хуже других придётся продавцам импортируемых новых легковушек: их объёмы просядут на 12% (сейчас это ниша примерно в 10 тысяч машин, преимущественно японских). Отечественный автопром уйдёт в минус на 6%, тогда как производителей иномарок в России ожидает небольшой рост – на 4%. Причины дальнейшего падения рынка – это негативный макроэкономический фон (снижение темпов роста экономики, падение курса рубля, сокращение бюджетных расходов) и умеренно-пессимистические настроения потребителей.

Компания PwC начала анализировать авторынок РФ в 2003 году. С тех пор отчётные брифинги проходят дважды в год – в январе и июле. Основоположником этого дела стал британец Стенли Рут. Он обратил внимание на недостаток в автоиндустрии структурированной аналитики и собственноручно взялся за работу. Сейчас Рут на пенсии, и эстафету перехватила команда Сергея Литвиненко (на фото), который трудится в PwC старшим менеджером практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли. Специалисты по аудиту, налогам и праву используют данные отраслевых поставщиков (таких как Автостат, АСМ Холдинг, АЕБ) и результаты собственных интервью с игроками рынка.

Фактор, способствующий росту авторынка, по мнению аналитиков PwC, всего один – это поступление в продажу новых моделей массового сегмента. В то же время сдерживать реализацию машин будут четыре мощных фактора – рост цен на автомобили и топливо (вследствие повышения налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на топливо и общемирового подорожания нефти), валютные колебания, а также сокращение государственных расходов и инвестиций.

Среди новинок, которые вскоре мощно выстрелят на рынке в России, спецы PwC упоминают кроссовер Porsche Macan. Рост премиум-сегмента – тенденция последних нескольких лет. Ну и даунсайзинг нынче на коне.

Тем не менее долгосрочный прогноз PwC не изменился: эксперты по-прежнему считают, что к 2025 году российский авторынок вырастет до 3,6 млн машин и перегонит германский. Причём постепенные подвижки в этом направлении, то есть умеренный рост, можно ожидать уже в 2015-м. Некоторые признаки стабилизации наблюдаются с середины прошлого года – благодаря программе льготного кредитования.

Большущие надежды в части оживления рынка автоновья возлагаются на второе поколение паркетника Nissan Qashqai.

Фирма PricewaterhouseCoopers подвела собственные итоги прошлого года для автомобильного рынка нашей страны. По её калькуляциям вышло, что продажи в штучном выражении упали на 5,5% (с 2760 до 2610 машин), а в денежном – на 3% (с 71 до 69 млрд долларов). Аналитики признаются, что прогноз на 2013-й был более оптимистичным, но перегрев оказался сильнее. Единственной сектором, где был зафиксирован рост продаж, стали иномарки российского производства – их доля выросла до 50% от всех проданных новых легковушек.

В общем и целом рынок сейчас держится за счёт растущих продаж внедорожников, премиум-сегмента, корейских и китайских брендов. В то же время покупателей продукции АвтоВАЗа и некоторых других бюджетных автомобилей становится всё меньше. Одна из причин – в сегменте не появилось новых сильных моделей.

В 2013 году на глобальном авторынке локомотивами роста были Китай и США, которые сумели улучшить у себя экономическую обстановку. В остальных странах БРИКС продажи снизились: в Бразилии и Индии из-за выросших ставок по кредитам, высокой инфляции и растущей задолженности населения, подорожания топлива. В России – отчасти из-за неопределённости в экономике.

Кстати, Олимпиада в Сочи повлияла на рынок – южные регионы получили деньги и принялись покупать машины. Однако ожидать от спортивного праздника подспорья в дальнейшем не стоит. Как и рассчитывать на то, что спрос на новые автомобили подстегнут санация банков, падение рубля и подобные неприятности: вряд ли люди массово понесут спасать свои сбережения в автосалоны. Надежда на то, что негативный макроэкономический фон сменится на нейтральный, новинки наведут шороху, возобновится льготное кредитование, разовьются корпоративные парки, а потребительская уверенность, самая низкая за несколько лет, всё-таки вырастет.

Поделиться:
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика
© 2013-2017 АвтоЛента.рф
Электронная почта: 100@автолента.рф