CEO Chrysler, глава Fiat, Серджио Маркионне, который сначала вывел известного европейского производителя автомобилей из затяжных убытков в прибыль всего за 2 года после вступления в должность, а после этого спас и Chrysler от банкротства. Он, собственно, и объединил Fiat и Chrysler, создав крупнейшую автомобильную группу в мире. В общем, Серджио - замечательный, неоднократно зарекомендовавший себя антикризисный менеджер. На прошлой неделе Маркионне попросил потенциальных покупателей Fiat 500e не покупать электромобиль. Ему надоело терять деньги на каждом проданном автомобиле.
Говоря на конференции в Вашингтоне в среду, 21 мая, Маркионне сказал, что Tesla - единственная компания, которая делает деньги на электромобилях, и то благодаря высокой цене на седаны своего производства. Задавленные же федеральными и местными законами производители, типа Chrysler/Fiat просто вынуждены создавать электрические автомобили. Серджио сказал, что постарается продать настолько мало 500e, насколько возможно.
тогда как обычный Fiat 500 стоит $17 300.
"Я надеюсь, вы не купите его, потому что каждый раз, когда я продаю один, это обходится мне в $14 000", - заявил Маркионне слушателям в Брукингском Институте, говоря о 500e. А год назад Маркионне говорил о сумме в $10 000 на каждый проданный автомобиль.
За год со старта продаж уже было два отзыва автомобиля (может из-за этого и выросли убытки с $10 000 до $14 000 на один автомобиль). Почти сразу после старта продаж был отзыв на предмет замены болтов, удерживающих полуоси. А совсем недавно, в мае 2014 года, причиной отзыва стала возможная потеря тяги из-за ошибки в работе инвертера.
Chrysler подавал документы на банкротство в 2009 году, и получил спасительный кредит от правительства, обеспеченный деньгами налогоплательщиков. И уже в мае 2011 года Chrysler погасил займы выданные правительством США и Канадским правительством. "Если бы мы продавали только эти автомобили, мы бы сейчас снова просили... в Вашингтоне вторую срочную ссуду, потому что мы снова были бы банкротами", - сказал Маркионне об электрических автомобилях.
В Калифорнии действует довольно жёсткое законодательство по топливной эффективности и нулевой эмиссии, которое подталкивает производителей к 2025 году производить часть автомобилей полностью электрическими. Маркионне говорит, что он бы предпочёл, если Департамент Энергетики США ставил цели, а производители уже их добивались так, как они считают нужным. Серджио сказал, что для компании в 2025 году, чтобы иметь такое же соотношение продаж, как сейчас, придётся продавать 50% или даже 75% гибридных автомобилей.
С момента появления Fiat 500e меньше чем за год было продано больше 4 000 автомобилей, несмотря на ограниченный ареал продаж и высокую цену. А ведь Fiat 500e сейчас продаётся только в Калифорнии. Летом он начнёт продаваться и в Орегоне, тоже CARB-штате. Кстати, четыре тысячи - это больше электромобилей, чем у любого другого автомобиля, выпускаемого только для соответствия законодательству, так называемого compliance car. Например, Honda Fit EV за полтора года разошлась тиражом всего в 700 экземпляров.
По автомобилю полно положительных отзывов журналистов, он получил много различных наград и званий, а директор электрического подразделения Chrysler говорит о том, что Fiat 500e, что называется, лишь первая ласточка.
Как это всё сочетается со словами Серджио Маркионне, не понятно. Добавьте сюда то, что для 500e доступен лизинг с $999 первоначальным взносом и $199 в месяц в течение 3 лет, и картина станет совсем странной.